Древние камни Хакасии

Оказавшись в Хакасии, обращаешь внимание на многочисленные вертикально стоящие камни. Они рассыпаны по всей степи, стоят, как истуканы, большие и маленькие, разных оттенков, наклонившиеся и прямые, врытые вокруг земляных ковыльных холмов оградой, либо уложенные рядами, кругами или совсем одинокие в степи. Поверхность многих камней испещрена древними надписями и рисунками вперемешку с лишайниками. Они стоят столетия и повидали многое…
Они знают о том, что поселились на этой благодатной земле люди издревле, менялись поколения, от которых оставались лишь они, камни, которые называют сегодня красивым словом – менгиры или каменные изваяния, каменные стелы.
Когда в восемнадцатом веке сюда попал первый европеец, Иоганн Готлиб Мессершмидт, он был настолько поражен обилием стел, обелисков, изваяний, плит, что посчитал здешние места огромным кладбищем. Это, конечно, не совсем так. Специально везли сюда, быть может, только тела героев, погибших на чужбине. Тем не менее, именно здесь, в течение пяти тысяч лет, существовала традиция постройки масштабных каменных сооружений на могилах.
Вся хакасская степь имеет географическое название - Минусинская котловина, это природно-исторический заповедник, который сильно пострадал от освоения целинных и залежных земель и затопления огромной территории водами Красноярского водохранилища. Но несмотря на это, здесь остаются еще десятки тысяч различных сооружений древних времен: курганов, могильных оград, каменных стел и менгиров, святилищ, крепостей и храмов. Количество же самых разнообразных наскальных рисунков – от скромной тамги (родового знака) до многофигурных писаниц, занимающих сотни квадратных метров, – никто, никогда не пытался исчислить.
Почему в Хакасии так много древностей, почему они сохранились, не исчезли по истечению тысяч и тысяч лет?
Обратите внимание на географическое положение Хакасии. Расположена она на юге Красноярского края, с запада и юга горы, на востока протекает река Енисей и получается, что это малодоступная и укромная земля, окруженная со всех сторон естественными природными барьерами и попасть туда можно было только с севера, лесостепного коридора. Попав сюда, в этот карман, люди в спокойной обстановке начинали воплощать в жизнь скрытые возможности их культур, остававшиеся невостребованными в бесконечных скитаниях по просторам Евразии. Кроме того, оказавшись здесь, они вступали в тесный контакт с совсем иными людьми, имеющими свои богатые традиции: сибирскими охотниками и шаманами, населявшими тайгу окружающих гор и северных равнин. Лучшие достижения тех и других народов сплавлялись воедино, давая столь яркие и мощные культурные вспышки, что их отголоски достигали древних цивилизаций Старого Света.
Эта земля благословенна. Даже простое сравнение ее с любыми близлежащими областями не оставляет сомнений на этот счет. Континентальный климат менее жесткий, калейдоскоп ландшафтов и растительных поясов, мягкая красота Хакасии, в которой странным, почти мистическим образом сочетаются уютность и величественность.
А тагарские курганы! Именно они сделали Хакасию Хакасией, особенной землей, чей облик неотделим, от каменной стелы на фоне леса, степи или гор. По самым скромным подсчетам здесь расположены многие десятки тысяч курганов. Да, в общем-то и не в количестве дело. В других степных районах: в Крыму, Поднепровье, на Северном Кавказе курганов не меньше. Но там они представляют собой, как правило, просто слегка оплывшие земляные холмы. Хакасские курганы – вещь особенная, “эксклюзивная”. Широкое использование каменных плит при строительстве погребальных сооружений, создание облика кургана ,прежде всего, композицией вертикальных элементов – явление для степи уникальное.
Такая курганная архитектура возникала постепенно. В Хакасии вы увидите эти памятниками везде, куда бы вы ни поехали. Как правило, чтобы найти на местности не раскопанный курган эпохи бронзы, нужно обладать некоторыми знаниями и навыками специалиста. Тагарские курганы искать не надо, их узнает каждый. Масштабы их строительства просто поражают. За время существования тагарской культуры было возведено несколько десятков тысяч мегалитических сооружений.
В самом сердце Долины царей, гигантской природной чаши, окруженной горами - Большой Салбыкский курган. То тут, то там стоят мрачные каменные менгиры, врытые в землю так основательно, что, кажется, никакой силой их не сдвинуть с места. Это колоссальное прямоугольное сооружение, стороны которого составлены из громадных каменных блоков. Блоки правильной формы выступают из земли на одинаковую высоту, их верхние части скошены на восток. С уверенностью можно предположить, что современный мощный подъемный кран провозился бы не один день, чтобы установить их в таком порядке.
Примерно километрах в двадцати от Большого Салбыкского кургана есть одно очень интересное место - настоящая древняя каменоломня! Впечатление такое, будто только вчера здесь работали сотни людей: выламывали куски плит из каменной породы, затем спускали их вниз, каким-то образом обтесывали камни. И вдруг все остановилось, люди ушли, бросив привычное дело.
И вот, что интересно, установлено, что отдельные менгиры использовались древними племенами как для ритуальных обрядов, так и для лечения от разных болезней. На одной из них имеются овальные углубления от многочисленных прикосновений рук лечащихся людей. Одним из этих неповторимых памятников IV - III вв. до н.э. являются два менгира "Большие ворота", высившиеся на горной гряде в Салбыкской степи.
Почитаемым каменным изваянием считают хакасы и Улус-Хуртуях-Тас, означающее "большоя каменная старуха", с грубо выбитым лицом, выпуклым животом и грудями. Этого идола в женском обличье бездетные женщины молят о появлении детей. С незапамятных времен обитатели степей с поклоном подходили к "каменной старухе", обливали ее молоком или айраном, а выпуклое, грубо изваянное лицо с большим ртом и живот обмазывали салом или сметаной с таким усердием, что ненасытная "старуха" почернела. Говорят, что "старуха" стоит и не слышит ничего, что происходит рядом, однако как только женщина совершает вокруг нее три круга, изваяние оживает. Мы встретили у идола одну из местных женщин. Она уверяла нас, что все это не сказки, Улуг-Хуртуях-Тас действительно помогает людям, и она лично знает нескольких женщин, которым общение со "старухой" пошло на пользу. Более того, у изваяния нередко можно увидеть вполне зрелых людей, которые приезжают поклониться божеству и уверяют, что только благодаря ему, появились на свет. Так и говорят: "Я сын (или дочь) Улуг-Хуртуях-Тас".