Саяно-Шушенская ГЭС

Среди горного массива Саян, в Карловом створе, в живописном месте реки Енисей, возведена уникальная плотина высотой 242 м – Саяно-Шушенскую ГЭС называют «Жемчужиной Саян».
Является самой мощной гидроэлектростанцией, и вообще электростанцией, в России.  Грандиозное сооружение представляет собой плотина, высота которой составляет 240 м, ширина основания 110 м, а длина по гребню 1066 м. Сама ГЭС расположена в живописнейших предгорьях Западного Саяна. Плотина ГЭС образует крупное Саяно-Шушенское водохранилище площадью 621 кв. км. Постоянно обновляющаяся вода с пристанционной части гигантского резервуара по качеству превосходит ту, что выше водохранилища, — недаром форель, не терпящая загрязнённой воды, успешно живёт в форелевых хозяйствах вблизи ГЭС. При создании водохранилища было затоплено 35,6 тыс. га сельхозугодий и перенесено 2717 строений. В районе водохранилища расположен Саяно-Шушенский биосферный заповедник. На ГЭС есть свой музей. В силу режимности объекта, посещение музея проводится через региональные экскурсионные бюро, допускается и групповое посещение музея по предварительному согласованию с администрацией музея и руководством СШ ГЭС. Район вокруг ГЭС — популярное у туристов место. Существует специальная смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на станцию. Напротив Черемушек, на правобережье, высится пятиглавая гора Борус, которая почитается хакасами как национальная святыня. Летом сюда устремляются сотни туристов, чтобы полюбоваться неоглядными далями Саян, тёмнохвойной тайгой, величественной панорамой ГЭС. Со смотровой площадки на левобережье видна двухсотметровая, сверкающая ослепительной белизной скала. Это начинается Кибик-Кордонское месторождение мрамора, растянувшееся по берегам реки на несколько километров. По своим качествам саянский мрамор не уступает лучшим мировым образцам. Он имеет 20 расцветок, оттенков и тонов. Часть дороги «Саяногорск — Черемушки» проходит прямо по мраморной жиле. К тому же, проложенная в геологически тяжелых условиях, где почти каждый километр пришлось пробивать среди скальных отрогов, она является одной из самых дорогих автотрасс в мире.